Профориентационная работа

«Билет в будущее», так называется Всероссийская программа, которая помогает детям определиться с профессией.

 «Билет в будущее», так называется Всероссийская программа, которая помогает детям определиться с профессией. Ее проводят в рамках нацпроекта «Образование». Все, чтобы ребенок смог найти себе дело по душе. И это не просто тест или какая-то анкета, а полное погружение в специальность, мастер-классы, советы от наставников и не только.

Выбрать нужную профессию  помогает  «Билет в будущее», где школьникам дают возможность попробовать себя в самых разных специальностях: «Я рисовал в детстве лучше всех, прошел тестирование, и там мне выдали рекомендацию в компетенции графический дизайн».

Программа профориентационной работы на 2018-2020 г.

Словарь профессий

Профориентационная работа в школе

Цели:

  • оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
  • выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

  • получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся.
  • обеспечение широкого диапазона вариативности профориентационной работы за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках технологии и в воспитательной работе;
  • дополнительная поддержка некоторых школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства (это наши «трудные», дети из неблагополучных семей);
  • выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

Пояснительная записка

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

Школа должна осознать свою долю экономической ответственности перед страной. Профориентационная работа занимает важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил возможно более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.

Профессия (от лат. «ргоfessio» — официально указанное занятие, специальность) – род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.

Ориентация – умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.

В широком смысле слова профориентация — система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.

В узком смысле слова профориентация — целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

Профориентация в личностном смысле – длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.

Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях – общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.

Профессиональная ориентация в школе — это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

В школе профориентационная работа проводится под руководством директора, заместителями по воспитательной и учебно-воспитательной работе, классными руководителями, социальным педагогом, библиотекарем, учителями-предметниками.

Главные задачи их деятельности по профориентации учащихся:

  • сформировать положительное отношение к труду;
  • научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
  • научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
  • научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности).

Три этапа профориентации

Первый этап — пассивно-поисковый (этап первичного профессионального выбора) – для учащихся 1 — 7 классов. Это этап профинформации. Его цель – развить интересы и способности школьников, сформировать потребности ребят в профессиональном самоопределении.

Создаются портфолио и папки достижений, выявляются среди младших школьников сферы предпочтительных профессиональных интересов, ведется информационно-просветительская работа на классных часах в 5 — 7 классах, по возможности, проводятся экскурсии на предприятия в 1 — 7 классах.

Второй этап — активно-поисковый — для учащихся 8-9 классов.

Его цель — помочь подросткам сформулировать конкретные личностные задачи профессионального и личностного самоопределения и обеспечить психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников основной общей школы (9-го класса).

На этом этапе ведется активная информационно-просветительская работа на классных часах в 8-9 классах (знакомство с миром профессий, с учебными заведениями среднего специального образования, с конкретной ситуацией на рынке труда), оказывается помощь в выборе профиля обучения.

Третий этап – профессиональное определение учащихся 10-11 классов, обучение по индивидуальным планам.

Его цель – подготовить выпускников школы к адекватному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда.

Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:

  • Профессиональная информация.
  • Профессиональное воспитание.

План работы осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней школе.

Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.

Что касается форм работы, то это могут быть:

  • профориентационные уроки;
  • экскурсии;
  • классный час по профориентации;
  • встречи со специалистами;
  • классные родительские собрания по профориентационной тематике.

Формы взаимодействия с учащимися школы с целью профориентации:

  • анкетирование и тестирование старшеклассников;
  • консультации для школьников и их родителей;
  • профориентационные опросники;
  • профориентационные игры.

Мероприятия, ориентированные на профориентацию школьников:

  • экскурсии на предприятия и в организации с целью ознакомления;
  • посещение выставок-ярмарок учебных мест, организованных учебными заведениями  (совместно с Центром занятости);
  • посещение учреждений профессионального образования  в Дни открытых дверей;
  • содействие временному трудоустройству обучающихся во время каникул; 
  • расположение информационных материалов по профориентации на  школьном  сайте. 

Содержание профориентационной работы

Классы Содержание работы
1-4

Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и в обществе.

Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в т. ч. социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5-7

Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях.

Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.

8-9

Уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору.

Групповое и индивидуальное консультирование с целью формирования адекватного решения о выборе профиля обучения.

Формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям обучающихся.

10-11

Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.